Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2000

Архив

Даю установку на успех!

Все дети одарены от природы. Это аксиома. Как со всякой аксиомой, никто с этим не спорит. Спор ведется по иному поводу: как лучше выявить, в какой области одарен учащийся. Как помочь раскрыть и развить его способности. Своими секретами делится с читателями нашей газеты заместитель директора 1-й Мытищинской гимназии по учебно-методической работе Нина Александровна Гуценко.

У нас есть немало очень способных, можно сказать без преувеличения – талантливых ребят. Об этом говорят и общие показатели выпускников: только за последние два года нашу гимназию окончили 7 золотых и 32 серебряных медалиста. Наши ребята выступают весьма успешно на районных олимпиадах. Если четыре года назад наших лауреатов было 11 человек, то уже в 1998 году их стало 44 человека. Именно успех этих ребят и девушек дал основание департаменту образования наградить нашу гимназию дипломом «Школа — лидер-98» по итогам выступлений учащихся на районных и областных олимпиадах. (Правда, здесь я не могу не упомянуть и о серьезной проблеме, которая встает перед нашими детьми по окончании гимназии. Это их невостребованность обществом. Если юноша или девушка не могут сразу поступить в институт – а это сегодня довольно непросто, – то найти работу по душе и своему развитию им крайне сложно. А учиться в платном вузе по силам далеко не каждому.) Однако, как говорится, не будем о грустном. Поговорим о делах насущных.

Я абсолютна согласна с общим мнением: нет детей, абсолютно ни к чему не способных. Есть дети, которых просто пока не удалось раскрыть, «угадать», в чем его предназначение. Это и стараемся мы делать на наших уроках.

 

 «Ситуация успеха»

– Одной из действенных форм мы считаем умение педагогов создать на уроке так называемую «ситуацию успеха». Что мы понимаем под этим словосочетанием? Это умение учителя фиксировать и специально создавать атмосферу, в условиях которой каждый, пусть даже на первых порах самый незначительный успех ученика отмечается учителем. Это не так просто, как кажется. Ведь обычно мы все настроены на стандартно правильный ответ, который и оцениваем адекватной отметкой в журнале. Но «успех» – это гораздо более незаметное проявление в общей атмосфере. Вдруг заговорил «великий немой» – поднял руку или даже буркнул под нос ученик, который до этого многие годы вовсе не раскрывал рта. Или вдруг вы заметили, что плохо успевающий учащийся даже просто несогласно мотнул головой, заметив ошибку отвечающего у доски, – значит, он знает правильный ответ, но у доски стоит отличник, а он верный троечник. И, конечно же, по этой причине не решается поправить, боясь ошибиться. Такие случаи нередки в практике каждого учителя. Но нас все время торопит учебный план, и мы эту незначительную оговорку поспешим исправить сами, а мотнувший головой в следующий раз просто перестанет слушать отвечающего. Вся сложность создания в классе этой «ситуации успеха» и заключается в полном внимании учителя к реакции класса. И в последнем случае правильнее будет остановить отвечающего у доски репликой: «Стоп! Минутку! А вот Андрей думает несколько иначе. Андрей, с чем ты не согласен?» Очень неуверенно и неохотно на первых порах этот ученик встанет и внесет свою «поправку». Здесь очень важно похвалить его за внимательность, но ни в коем случае не представлять это событие как из ряда вон выходящее. Дескать, «иногда и Андрей может говорить дельные вещи». Напротив, все равны, все имеют право решающего голоса. Не лишним будет даже в конце опроса вновь обратиться к дополнившему ответ ученику с просьбой «прокомментировать» общее впечатление от ответа. Очень убедительно может прозвучать примерно такая фраза: «Кстати, Андрей, в твоей последней контрольной я обратила внимание: этот раздел у тебя тоже «провисает». Советую немного повторить». Эта, казалось бы, незначительная фраза как бы развивает «ситуацию успеха». Андрей «участвовал» в ответе более сильного ученика, и это отмечено. Замечено также, что и у отличника и у троечника, оказывается, могут быть общие недоработки. А значит, не так уж и велик разрыв. В процессе урока эту ситуацию можно и должно закрепить такими фразами при ответах других: «А что думает наш «цензор»? Андрей, не расслабляйся, подключайся, мне кажется, Таня тут тоже что-то напутала!» Эта роль «ассистента», конечно же, утомительна для ученика, она требует его постоянного внимания на уроке, и далеко не каждый охотно вступит в эту игру. Но роль эта заразительна, многим она даже покажется завидной, руки начинают тянуть и другие. А «инициатор почина» может даже отойти в тень, особенно если не является лидером по характеру. И здесь тоже надо быть предельно внимательным, чтобы, с одной стороны, не дать угаснуть порыву, с другой – не породить ситуацию «легкого успеха». Ведь отвечать у доски намного труднее, чем подавать «реплики из зала». К тому же, как говорили древние, «кто целый день кидает дротик в реку – обязательно попадет в рыбу». Необходимо сделать так, чтобы вслед за этим «метанием дротика» у него появилось желание выступить уже у доски, и выступить успешно.

Работать так много сложнее. Но окупается результатами. Постоянное фиксирование даже самых, на первый взгляд, незначительных подвижек должно войти в привычку учителя. И очень важно не только самому их заметить, но и, как говорится, сделать достоянием классной общественности. Здесь речь не идет об искусственном завышении оценки, излишнем нахваливании ученика «авансом». Напротив, надо быть очень точным в умении распознать, каким трудом достигнут первый, пусть пока незаметный результат. Если вы обратили внимание, что, скажем, ученик написал сочинение не просто с ваших слов или прочитав добросовестно учебник, а поработал с другими источниками, – это непременно надо отметить. Объявить всему классу, даже потратить немного времени и зачитать из его работы две-три удачные фразы (или утверждения). Если какие-то мысли учащегося в его работе вам покажутся чересчур смелыми, – не лишним будет высказать к этому свое отношение. Но не «приземлять» и не давить своим авторитетом: дескать, ты тут, брат, лишку хватил.

Иногда неудачно выбранная цитата критика или другого автора в самом деле может «увести» недостаточно подготовленного учащегося слишком далеко. «Вернуть его на землю» – просто, но он может сразу охладеть к этой работе. В самом деле, хотел как лучше, почитал дополнительную литературу, а в результате... Да и реакция класса (в этом месте разбора не исключены насмешливые реплики, «советы») может отбить охоту «выделяться». Поэтому, безусловно, для начала следует отметить это стремление – выйти за узкие рамки программного материала. И лишь после этого объяснить ученику, что используемая им цитата в данном контексте не до конца работает на основную мысль его сочинения. И предложить ему немного задержаться после урока. Обязательно остаться, поговорить, объяснить, в чем неточность работы, посоветовать прочитать всю работу критика. Можно сказать, что мысль смелая, хотя я так не считаю, но, однако, как автор Саша (Андрей, Марина) имеет право на свое, собственное мнение, и в его контексте это прозвучало достаточно убедительно. Это не должно быть заигрыванием, «приседанием на корточки» – напротив, мы стараемся в подобных ситуациях вести разговор на равных. Но при этом обстановка «успеха», общей радости за удачную находку нашего товарища ощущается в классе и помогает лучше всяких оценок в журнале.

Понятно, что этот разговор может идти не совсем на равных: вряд ли ученик, выхвативший цитату, вообще прочел всю работу до конца. Но вы с ним заговорили уже как с учеником, способным к более серьезной, самостоятельной работе. Пусть будет немного натяжки, не беда. Внимание к его малому успеху окажется замеченным, ему уже будет неловко не прочитать ту работу более внимательно. Можно даже пойти на маленькую хитрость, сказав нечто вроде: «Эта работа давно не издавалась, если хочешь, я принесу тебе ее из своей библиотеки». Согласитесь, в этой ситуации уже трудно ответить «нет, не хочу».

Возможно, прозвучит несколько необычно, но я признаюсь, что у нас на уроках нередки случаи, когда после удачного ответа ученика в классе могут раздаться самые настоящие и искренние аплодисменты. Бывают случаи, конечно нечасто, когда ученики аплодируют и учителю за удачно и интересно проведенный урок.

 

 Разгул «свободомыслия»

– Мы не боимся на своих уроках говорить учащимся «крамольные» вещи. Если, скажем, учебник, на наш взгляд, несколько громоздок и не совсем удачен, можем посоветовать поискать дополнительную информацию в других источниках.

И такая атмосфера не могла не породить творческую обстановку в нашем коллективе. Учащиеся свободны в выборе своих пристрастий, никому в голову не приходит «раздавать темы» для самостоятельных работ, что-то навязывать. Пусть даже выбор будет не вполне удачным, успех уже в том, что ученик искал, а не отбывал повинность. Как правило, такая «вольница» чаще оборачивается маленькими победами. И эти победы мы также стараемся отметить, поощрить, поддержать.

Нередко, когда мы читаем работы наших учеников, просматриваем их рефераты, замечаем: они потратили немало времени и отлично умеют работать с обширным справочным аппаратом. Этому как раз и способствует свободная атмосфера, раскованность, царящая на наших уроках.

Учащиеся умеют мыслить, спорить, не боятся «сметь свое суждение иметь». Достаточно взглянуть на темы их рефератов, написанных для районной олимпиады по истории. Вот, скажем, Катя Москвина написала реферат под названием «А нужна ли была наша победа?». Обратите внимание на само название. Речь идет о второй мировой войне. Что побудило девушку сесть за такую работу? Дело в том, что сегодня появилось немало «специалистов» «самой новой» истории, пытающихся перекроить ее на свой лад, доказать, что роль Советского Союза в успехе разгрома гитлеровской Германии сильно преувеличена. В своих изысканиях эти горе-исследователи договариваются до утверждений, что, дескать, лучше было бы и вовсе не выигрывать эту войну, вот тогда наш народ жил бы счастливо и богато в «третьем рейхе». И девушка засела за книги, подобрала фотоматериалы, с помощью которых весьма убедительно показала, что именно несла фашистская нечисть народам России. Самое примечательное в работе гимназистки то, что никто не советовал взяться за ее написание. Это был собственный порыв – гражданский и человеческий.

Порою даже складывается впечатление, что «новые веяния», звучащие с экранов телевидения, или «газетная чернуха» как бы раззадоривают ребят. Они готовы вступать в полемику, не смущаясь авторитетом заочного оппонента. И ищут для научного спора свои аргументы. Но это отнюдь не проявление юношеской потребности в самоутверждении. Их рефераты спокойны по тону, нет никакой заносчивости и попыток «полаять на Слона». Это первые пробы пера в солидной научной дискуссии. Вот еще одна интересная в этом отношении работа Михаила Г.: «Ленин: политический портрет». Вспомните, сколько за последние годы было вылито ушатов грязи на этого человека! Каких только «разоблачений», открытий, новых документов не выкапывали наши «гробокопатели». Дело дошло до репортажа, где продемонстрировали голое тело усопшего перед всем честным народом. А пятнадцатилетний юноша создает свой объективный политический портрет человека, которого не только не знал, но чья личность даже никак не отразилась на его судьбе, поскольку он не носил пионерского галстука и не присягал на верность дорогому вождю. Михаилу просто было интересно самому разобраться, где же правда, каким был «самый человечный» на самом деле. Работа юноши подкупает умением бесстрастно оперировать историческим материалом, не зависеть от влияния ранее высказанных мнений.

Это очень непросто – самому находить ответы на «жгучие вопросы современности», уметь исподволь подводить к выводу своего читателя.

И такие работы читать интересно и приятно. Отрадно сознавать, что наши уроки научили ребят мыслить, не бояться авторитетных мнений, не оглядываться на учителя, пытаясь угадать – какая будет поставлена за работу отметка.

Подобное «свободомыслие» присутствует в гимназии практически на всех уроках. Особенно примечательны в этом отношении уроки не только истории, но и литературы. Взять хотя бы такую тему, как изучение «Слова о полку Игореве». Все, кто еще помнит со школьной скамьи этот замечательный памятник русской литературы, знают, что это произведение столь прекрасное, сколь и сложное как для понимания, так и для изучения. Особенно, как ни странно, именно в старших классах. Дело в том, что к этому времени ребята сильно загружены изучением других предметов. Им, говоря откровенно, уже не до красот памятника славянской культуры. Однако и здесь, к удивлению педагогов, было сделано много «открытий». Гимназисты написали немало любопытных исследований по этому произведению. Вдумайтесь, сколько уже было написано маститыми учеными: сотни монографий, десятки переводов, разве кому-то по силам сказать новое слово о «Слове»? Оказывается, можно. Так, Наташа Березкина сделала смелую попытку установить личность автора путем скрупулезного анализа его текста. И звучало это весьма и весьма убедительно. Девушка обратила внимание, что автор очень хорошо знает названия разных птиц, дает немало синонимов рек, его терминология исключает, по ее мнению, принадлежность автора к духовному сословию. Другой наш исследователь выдвигает и вовсе смелую гипотезу: автор сам был влюблен в Ярославну, о чем, по его мнению, свидетельствует его экспрессивность в описании этой страдающей женщины. Вряд ли кто-либо из мужей солидных осмелился бы на столь смелые предположения. Но мы с уважением и симпатией разбираем на наших уроках и специальных курсах такого рода гипотезы. Они очень полезны, они поощряют к поиску, не отбивают охоту искать самому, ошибаться и не бояться ошибок. Это и есть «ситуация успеха». И наш главный успех в этом направлении я вижу в том, что ребята не идут проторенными дорогами, ведущими к твердой пятерке.

Вспомните, как «работали» (а кое-где продолжают такую практику и поныне) с лауреатами и медалистами в наших школах? Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что эта работа напоминает «инкубаторские» условия или, говоря языком спорта, ставку на чемпиона. Бытует даже такое выражение – «тянуть на медаль». И тянут, чего уж скрывать. Отзывают в сторонку строптивого учителя, рискнувшего поставить ученику вполне заслуженную тройку, и увещевают: что же вы, мол, Пал-Ваныч, такой-сякой, делаете? Вам что, честь школы не дорога? Нина Лебедева на медаль идет, а вы ей накануне конца года тройку! Извольте на следующем уроке ее спросить и исправить положение. И бедный учитель... Не лучшим образом всегда обстояло дело и с «лауреатами» олимпиад. С ними и занимались дополнительно, и задачки-то подкидывали посложнее, и даже от других уроков освобождали. Только не посрами: выступи, привези грамотку! Знакомая картина? Увы!

У нас, к счастью, такого не водится. Мы тоже любим наших лауреатов. Гордимся ими, хвалим и ставим в пример. Но мы их чествуем, а не пестуем. Ощущаете разницу? И тому порука то, что им не мешают увлекаться и «распыляться». У нас не исключение, а едва ли не правило: одни и те же ученики выступают в двух, трех, а иногда сразу и в четырех самых разных олимпиадах. Так, Наташа Вишневская умудряется отлично защищать честь гимназии на районных состязаниях и по русскому языку, и по математике, и на конкурсе песни на иностранном языке, и читает стихи, да еще и принимает участие в научной конференции. Ненамного отстает от нее и Михаил Лопухин, выступивший отлично на математической олимпиаде и состязаниях юных биологов. А работу Марии Пешковой «Три неразрешимые задачи древности» оценили так высоко в районе, что было даже принято решение делегировать девушку защищать честь гимназии на международной олимпиаде в Белоруссии. Таких «универсалов» у нас немало. Настанет время, и они сами изберут поприще, на котором обязательно скажут свое слово.

 

По лезвию ножа

– Кто-то может сказать: эка, нашли образец для подражания. Гимназия – это, как ни крути, привилегированное заведение. Здесь учатся дети более подготовленные, а потому им можно позволить все и все у них будет получаться. Ну, во-первых, с самого начала должна заметить, наша гимназия – заведение еще очень молодое. «Избранных из избранных» здесь практически нет, поскольку было принято решение ее создать на базе обычной мытищинской школы. Соответственно, все, кто в ней учился, и стали гимназистами, которым и пришлось, как говорят военные, «перестраиваться на марше». Во-вторых: по существующему положению, мы не вправе отказать любому родителю, проживающему в нашем микрорайоне, привести сюда свое чадо. Мы обязаны его принять. Правда, не скрою, гимназия состоит как бы из двух частей. Собственно гимназии и школы обычной. И тут уже все зависит от уровня подготовки учащегося. Способен он соответствовать более высоким требованиям – пожалуйста, становись гимназистом. Нет – иди в школу обычную. Что касается платы за обучение в гимназии, то она настолько символическая, что правильнее ее назвать «спонсорской» поддержкой родителей.

Однако вернемся к сути вопроса. Практика показала, метод «ситуация успеха» одинаково результативен в любом коллективе. Мы широко используем его даже и в классах индивидуального внимания (КИВах). Под этим птичьим названием скрываются, называя вещи своими именами, коллективы, где учатся дети, отстающие в своем развитии. Им не то что писать рефераты или оригинальные контрольные работы по химии и биологии – справиться бы с обычной школьной программой. Однако и здесь можно при желании создать «ситуацию успеха». И этот прием дает необычный эффект. Так, однажды я объявила ребятам о проведении у них открытого урока. Сообщила: к вам в гости придут студенты-практиканты из педагогического вуза во главе с профессором. (Это у нас не редкость, поскольку мы поддерживаем с этим вузом тесные рабочие контакты.) А потому надо постараться – отвечать как следует, но не бояться, не волноваться. Надо было видеть, как отнеслись ребята к такому испытанию. Они даже пришли на урок в белых рубашках, отутюженные и торжественные. Но не это, конечно, главное. Они поняли, что сегодня им надо постараться, и они стремились к этому. Отвечали старательно, заговорили даже «вечные молчальники», из которых на обычных уроках слова не выжмешь. И, естественно, получали не только оценки, но и одобрение как педагога, так и своих товарищей. Даже видавший виды профессор был удивлен, когда услышал на уроке прочитанные наизусть отрывки. Да не откуда-нибудь, а из сложного для заучивания «Слова о полку Игореве». Еще больше бы удивился профессор, узнай он о том, что отвечала далеко не отличница, а неприметная девочка, которая, мягко говоря, никогда не отличалась особым прилежанием.

Однако создать «сиюминутную ситуацию успеха» – мало. Я бы даже сказала, просто вредно. Ведь чего проще – провести показательный урок для комиссии. Почитали, блеснули, порадовались, вернулись домой, сняли парадные рубашки-платьица, – а завтра все пошло как обычно. Этот «сиюминутный успех» следует закрепить, как в фотографии закрепитель запечатлевает удачный момент. А потом – эту ситуацию необходимо ежедневно, ежеурочно пытаться воспроизводить. Это в тысячу раз сложнее, но только в этом залог истинного успеха. Тут надо быть готовым к любым неожиданностям. Вот, скажем, Стасу Шухно так понравилось отвечать и выслушивать благодарные слова учителя, что он принялся у нас тянуть руку на каждом уроке. Вроде бы хорошо, как говорят математики, «что и требовалось доказать». Увы, не совсем так. Заметьте, мальчик тянет руку даже во время моего объяснения. Я объясняю новый материал, роняю привычную фразу типа: «Как же можно другим способом выразить эту мысль?» А Михаил, воодушевленный атмосферой «признания», подпрыгивает на парте с вытянутой ладошкой. Мол, я знаю и это. Как быть? Попросить его опустить руку – значит притушить загоревшийся энтузиазм, перечеркнуть все свои подвижки. Спрашивать все время одного Мишу – тоже нельзя. И тогда я использую метод дифференцированного опроса. Говорю Мише: «Что ж, для тебя это уже легкий материал, а потому попробуй выполнить такое упражнение...» Столь же индивидуален подход и к другим ученикам. Для каждого мы стараемся находить свои «личные» задания. Однако и здесь надо быть предельно осторожным. Персональные карточки не должны вручаться учащимся, как «черная метка» пирата Сильвера. Не создавать атмосферу таинственности и избранности для того, кому ее дают. Необходимо как бы пройти по лезвию ножа, не впадая в крайности. Если уверить того же Мишу, что он на сегодня «все постиг и превзошел», потому и работает «по особому плану», то пользы от такого подхода будет меньше, чем вреда. Он, без особого на то основания, в самом деле возомнит себя «вундеркиндом» и, как говорится, задерет нос. А его поведение породит атмосферу деления класса на «избранных и особо одаренных» и серенькую массу. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Потому распределение персональных заданий проходит в обстановке «всеобщей гласности». Каждое задание сопровождается устной «пояснительной запиской». Сопроводительные тексты могут быть абсолютно разными, но они всегда предельно точны по отношению к личности ученика. Звучит это примерно так: «Миша, меня что-то насторожила твоя последняя проверочная работа на чередование гласных в корне слова. То ли ты отвлекся, то ли нетвердо усвоил? Давай-ка вот этим упражнением снимем наши сомнения». Или: «Леночка, а у тебя запятые уже научились разбегаться по своим местам, а вот, скажем, двоеточие иногда «опаздывает». Надо бы ему помочь найти себя, как ты думаешь?» Такими или примерно такими наводящими рекомендациями я подсказываю слабое место ученику. В то же время гласность этой «оперативки» снимает атмосферу таинственности для других учащихся. Становится ясно: ничем особенным их более успевающие товарищи не заняты. Проходит день-другой, и розовая карточка задания (а я стараюсь их делать разными даже по цвету) ляжет и на его стол.

 

Эффект «убегающего зайца»

Корр.: Да простится мне такое сравнение, но именно этот образ как нельзя точнее передает принцип поддержания интереса к обучению в этой гимназии. Наверное, все вы видели скачки собак за искусственным зайцем. Если машина сломается и «резиновый заяц» остановится – остановятся и собаки. Им станет неинтересно его преследовать, ведь цель достигнута. Здесь, в 1-й гимназии, используют тот же принцип. Конечная цель всегда впереди. Нет «вершины», взобравшись на которую можно возлечь и отдохнуть. На каждом этапе учащимся воздадут положенные почести и тут же укажут на вершину повыше.

– Да, – соглашается Нина Александровна, – именно так. Тесно тебе в рамках обычной программы: записывайся на специальный курс, работай с более сложным материалом. Ищи в библиотеках то, чего никто из твоих товарищей (а может, и учителей) не знает. Делай сообщения, пиши рефераты. Причем не обязательно на русском языке – используй тот язык, который больше соответствует избранной теме. Рассказываешь об обычаях Великобритании, так и пиши на языке Туманного Альбиона. Кстати, у нас изучают с недавних пор два иностранных языка, так что есть из чего выбирать. Мы широко используем и опорные конспекты: отвечающий держит в руках карту и учится вначале отвечать по ней. Это вовсе не шпаргалка и не подсказка.

Но общая атмосфера, которую мы так у себя и называем «ситуация успеха», остается. Она рождается и продолжает жить лишь там, где не привыкли останавливаться на одном месте, где внимательны к успеху других, где ценят любой труд и умеют поддержать человека в самом начале его пути. Каждый наш учащийся ощущает, что он все время в зоне внимания. Даже самый его маленький шаг на пути к новому будет отмечен. И каждый день, каждый урок от него ждут чего-то нового, интересного. Только от него одного. Неважно, какое открытие сделает он для себя и окружающих: большое или маленькое. Здесь нет «избранников Божьих», нет «научной элиты», здесь все равны, все имеют одинаковые права на успех. Неважно, в какой области он проявится, даже неважно, когда именно раскроется талант человека. Здесь готовы ждать, ждать сколько угодно, и эта вера помогает найти себя. Вот самый недавний пример. На экологический семинар неожиданно для всех вдруг вызвался поехать Александр Шитиков, ничем ранее не примечательный ученик. Оказывается, он сам, без подсказок и просьб, взял дома видеокамеру и отснял на высоком уровне (разумеется, высоком для начинающего) все экологически опасные районы нашего города. И сам смонтировал фильм. Все были и поражены и обрадованы. А сам режиссер остался недоволен просмотром. Он, оказывается, обнаружил в своем фильме массу недочетов и мысленно торопил окончание семинара, чтобы его переделать. Парня хвалили, наградили грамотой, но ... никто не удивился. У нас умеют ждать «расцвета талантов» и, как правило, дожидаются.

Записал Юрий Коноров.

Рейтинг@Mail.ru