Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №46/1999

Архив

Доктрина? Принять! И понять...

У педагогов было бы значительно больше предложений по Национальной доктрине образования, если бы они понимали, зачем она нужна

 

С первым пунктом – понятно.
А вот с пятым...

Итак, 14–15 января в Государственном Кремлевском Дворце пройдет невиданное по масштабу Всероссийское совещание работников образования, на котором будут присутствовать более 5000 человек. В повестке дня первым пунктом – вопрос о Национальной доктрине образования РФ.

То, что доктрину в целом совещание поддержит, сейчас уже кажется очевидным. Впрочем, на полное единодушие никто и не рассчитывает. Как заявил на недавней встрече с журналистами министр образования Владимир Филиппов, «если в образовании какое-то решение поддерживают 2/3, то это уже очень хорошо, ну, кроме, может быть, повышения заработной платы, – это решение поддержат все 100 процентов».

А президент РАО Николай Никандров напоминает нам накануне этого грандиозного совещания мудрость древних: «При согласии малые вещи растут, а при несогласии великие вещи гибнут – это было сказано 2 тысячи лет назад». И тут же добавляет: «Сегодня налицо тенденция роста общественного интереса к образованию. Но в основном это декларации о том, что образование – наш приоритет, а надо бы подкрепить их деньгами и документами...»

Этого-то мы, собственно, от совещания и ждем.

А потому второй вопрос, вынесенный на это высокое собрание, – о конституционных гарантиях прав граждан на получение общего среднего образования. Эти гарантии увязываются прежде всего с решением вопроса о том, какой уровень власти будет нести ответственность перед средней школой по заработной плате, содержанию ее помещений и финансированию учебного процесса. Предлагается проект закона о соучредительстве субъекта Федерации и муниципального образования, по которому ответственность за содержание школы остается на муниципальном уровне, но, возможно, не везде, не во всех субъектах Федерации, а заработная плата в рамках договора о соучредительстве будет выплачиваться из бюджета субъекта Федерации. В то же время такой договор позволит, если это целесообразно, оставить зарплату и на муниципальном уровне. (Проект закона публикуется в этом номере «УШ», с. 6. – Ред.)

Третий вопрос для совещания – о концепции и структуре содержания общего среднего образования. Прежде чем опубликовать новый Базисный учебный план – уже для 12-летки – или утвердить стандарты, решено вначале определить основные, принципиальные проблемы средней школы и пути решения этих проблем, а затем уже искать механизм их реализации.

Четвертая тема для обсуждения (нельзя же все время говорить только о грустном) – о введении звания «народный учитель России». (Ведь есть у нас народные артисты и часто так же, как и учителя, еле сводят концы с концами, но зато в почете и уважении...)

И, наконец, пятый пункт предполагаемой дискуссии, самый проблемный. А как мы будем реализовывать эту Национальную доктрину, которую, Бог даст, совещание рекомендует принять?

В. Филиппов отвечает на этот вопрос так:

«В России есть Союз ректоров, ассоциация Роспрофтех и т.д. А у школьных директоров такого органа пока нет. Поэтому будет предлагаться вариант его создания. Будет принято положение о его формировании, и, как планировалось, Совет Федерации, Государственная Дума, РАН, РАО, коллегия Министерства образования будут кооптировать примерно по 10 человек (если это решит совещание) в состав этого совета, и причем так, чтобы среди этих 10 было не менее 50 процентов практических работников системы образования, директоров и учителей школ. И этот совет в последующие годы сможет заниматься вопросами общего среднего образования – и стандартами, и Базисным учебным планом, и организацией разработки содержания образовательных областей.

Есть и еще один документ, который мы готовим в рамках обращения Правительства РФ к Федеральному Собранию, – добавляет министр, – это вопрос об оплате труда работников образования. Мы не можем обходить стороной то, что этот вопрос сейчас очень плохо решается по срокам выплаты, но самое главное – нужно выработать какие-то предложения к Всероссийскому совещанию о механизме повышения заработной платы, в первую очередь работникам нашей средней школы. Если есть некоторые предложения по профобразованию, то по общеобразовательной школе ситуация не такая простая, потому что мы можем принять любое решение, а выполнять – губернаторам. Поэтому в Москве, в Кремле, можно было принять решение о повышении с 1 апреля зарплаты учителей в 1,5 раза, но его до сих пор не все еще ввели. Я был недавно в Туле, и занимались мы тем, что там по 6–9 месяцев – долги по заработной плате и только с 1 октября начали вводить коэффициент 1,5. Поэтому нужно найти механизм, позволяющий не просто повысить учителям зарплату, но и реализовать это повышение. И этот вопрос мы планируем вынести на Всероссийское совещание в Кремле».

 

А что думают в регионах?

Валерий Васильевич Сударенков, губернатор Калужской области и председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, говорит, что содержать образование он и его коллеги в принципе готовы:

«Мы понимаем, что основная нагрузка по финансированию системы образования будет ложиться на субъекты Федерации (как прописано в проекте доктрины, 8–10 процентов ВВП субъекта Федерации, мы уже сейчас начинаем ощущать, какие это огромные затраты)».

Но губернаторы хотят юридической и финансовой ясности. И, между прочим, регионы начинают осознавать, что здесь «очень велика координирующая роль Министерства образования. Нас, субъектов Федерации, 89, и каждый сегодня идет своей дорогой. Можно себе представить, что мы в состоянии сделать с методиками, с технической и материальной базой, если будем отдаляться от единой системы образовательного пространства Российской Федерации. Ну а первая из текущих проблем – это подведение той ресурсной базы, которую мы хотели бы иметь в системе образования, прежде всего финансовой базы».

В Совете Федерации обсуждаются сейчас и некоторые новации, которые озвучил В.Сударенков. Для учителей: «Мы говорим о гражданской ответственности учителя, а значит, мы должны говорить и о гражданском статусе учителя, отнесении учителя к категории гражданского служащего. (Не государственного служащего – здесь есть отличие. Гражданский служащий – это человек, который выполняет гражданскую функцию на бюджетные средства.) Статус гражданского служащего отрабатывается сегодня в Европарламенте, и там готовится хартия о свободном доступе к гражданской службе, это будет относиться к учителям, медикам и некоторым другим категориям...»

...И для учеников, тех, которые будут заканчивать уже 12-летку: «Выпускнику школы, вступающему в рыночные отношения, необходимо иметь хотя бы одну специальность».

 

Идеи есть. Есть ли гарантии?

Вроде бы идей, предложений по Национальной доктрине не так уж мало. Вот только исходят они все больше из «верхов» и там же, в «верхах», часто и предаются забвению. Предложений «снизу» – то есть не по разнарядке, из управлений образования, а непосредственно из школ, считанные единицы.

Почему? Мы долго думали над этим вопросом.

Вероятно, Национальная доктрина, на которую уже было потрачено столько сил и времени «наверху», вызвала бы несоизмеримо больший интерес в школах, если бы люди понимали, а зачем она, собственно, конкретно им впоследствии будет нужна. То есть – каковы гарантии выполнения того, что мы сейчас с таким воодушевлением записываем в доктрину. Кого и к чему она обязывает? Какую юридическую силу имеют Конституция и законы – понятно. А доктрина?

Ответ на этот вопрос мы попытались получить непосредственно у законодателей.

Иван Мельников, председатель Комитета Госдумы по образованию:

«Мы считаем, что, во-первых, безусловно, Национальная доктрина образования не может противоречить действующей Конституции – она может только развивать те или иные положения Конституции, конкретизировать их; во-вторых, мы считаем, и это было зафиксировано в итогах парламентских слушаний, что желательно Национальную доктрину принимать федеральным законом. Причем закон, мы надеемся, будет состоять не только из одной статьи: «принять Национальную доктрину образования Российской Федерации», но это будет более широкий закон, в котором будут прописаны некоторые механизмы реализации отдельных положений Национальной доктрины.

Мы считаем, что с принятием Национальной доктрины нам наверняка придется принимать новые законы и вносить изменения в ныне действующее законодательство с тем, чтобы привести его в соответствие с теми положениями, которые будут отражены в Национальной доктрине образования».

Закон, конечно, – это уже что-то. Но сколько у нас уже принятых законов, где и финансирование прописано, а настоящий-то среди них один – бюджет...

Иван Мельников, впрочем, настроен более оптимистично:

«Я думаю, не случайно правительственную комиссию по Национальной доктрине возглавляет председатель правительства, в нее входят министр экономики, министр финансов, министр культуры и еще ряд представителей министерств и ведомств, с тем чтобы это все-таки был такой документ, который будет соответствующим образом отражаться и в наших федеральных бюджетах».

То есть все-таки снова исполнение доктрины будет зависеть от того, любит или не любит детей глава правительства?

«Ну, это всегда так, – «утешает» И. Мельников, – у нас очень трудно принять закон, но еще труднее добиться, чтобы он исполнялся...»

 

«Есть какой-то шанс»

Впрочем, Олег Смолин, заместитель Ивана Мельникова, считает, что и от мастерства законодателей вероятность исполнения закона все-таки зависит.

Здесь необходимо небольшое отступление. Оказывается... к стыду своему, мы и забыли, что у нас в России уже есть доктрина науки...

Так вот:

«Потому и не знают доктрину науки, – говорит О. Смолин, – что она утверждена Указом Президента и никак не исполнялась. Мы хотели бы, чтобы доктрина образования была законом, и не просто законом, а, как мы пишем, основополагающим нормативным правовым актом, то есть как бы вводим более высокий ранг закона. И второе – мы хотели бы, чтобы эта доктрина прошла через широчайшее общественное обсуждение, получила широкую общественную поддержку, тогда есть какой-то шанс, что она будет исполняться. Если бы мы вообще внесли ее совместно – Правительство, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, – я считаю, в этом случае толка от доктрины было бы гораздо больше. И кстати... против войны средствами образования трудно действовать, но если бы мы получили достаточное финансирование, тогда мы получили бы хоть какую-то возможность решать проблемы детей в горячих точках».

А вообще О. Смолин считает, что «необходимый законодательный минимум для развития образования создан, но в стране сочетаются юридический фетишизм с юридическим нигилизмом. Часто, – говорит он, – нас обвиняют в принятии популистских законов. Но посмотрите: до 1996 года Закон «Об образовании» в части выплаты компенсаций за методическую литературу исполнялся, сейчас исполняется все меньше и меньше. Потому что бюджетное одеяло уменьшается, как шагреневая кожа.

Доктрина, собственно, и исходит из того, что мы не можем спасти образование только средствами самого образования. Если мы хотим спасти российское образование, то нам очень важно, чтобы изменения вносились не только в политику в области образования, но и в образовательную политику в целом – затрагивая экономическую политику в отношении образования, социальную, информационную и др.

...И тем не менее я рискну сказать, что положение в российской системе образования лучше, чем во многих других социальных институтах».

Конечно, все познается в сравнении...

Нина ШИРОКОВА

Рейтинг@Mail.ru