Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/1999

Архив

И все-таки оно движется…

В Госдуме конституционным большинством,
без единого «против» и «воздержался»,
принята в первом чтении Федеральная программа развития образования.

Рассуждения о содержании образования, передовых методиках, трудностях (с финансированием, кадрами и вообще со всем остальным) как-то незаметно почти подменили собой ключевой вопрос: развивается или стагнирует российское образование?

Если развивается, движется – то куда, к какой цели? Если стагнирует – что надо делать, чтобы вернуть поступательное движение? Оба процесса настолько многозначны, противоречивы, нелинейны, что простым голосованием ответа на вопрос не получишь.

Тем не менее вектор движения определяем – прямо выводится из степени внимания к судьбе образования со стороны государства и общества. При наличии достаточного внимания возникают решения, которые в той или иной мере моделируют движение образовательных процессов и обеспечивают их необходимыми ресурсами.

К такого рода решениям, свидетельствующим о динамичных подвижках в судьбе российской школы, можно отнести Федеральную программу развития образования. О том, как принимала Государственная Дума РФ эту программу в первом чтении, рассказывает наш парламентский корреспондент Анна КУЗНЕЦОВА.

 

Вначале министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ напомнил депутатам историю вопроса, кратко пояснил цели и задачи программы:

«Первое. Необходимость принятия Федеральной программы развития образования определена Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 годов.

Второе. Такая программа была разработана и принята правительством еще в 1994 году. Затем правительство в 1996 и 1997 годах вносило в программу соответствующие изменения, однако, в основном из-за противоречий, которые были между ветвями власти, программа не была принята Государственной Думой. Дума не выносила на свое рассмотрение ни один вариант этой программы.

Что такое Федеральная программа развития образования?

Федеральная программа развития образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, является организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании.

Соответственно выполнение программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для полноценного развития и функционирования системы образования, так и дополнительным целевым финансированием программы, обеспечивающим реализацию ее мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Третье. В ноябре прошлого года была создана комиссия из представителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства образования, Российской академии наук, Российской академии образования, Российского союза ректоров, профсоюза работников образования и науки, представителей регионов и общественности. 24 июня Правительство России одобрило Федеральную программу развития образования России.

Хочу подчеркнуть отличие этой Федеральной программы от любых других целевых программ правительства. Дело в том, что статья 1 Закона «Об образовании» гласит: «Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, разрабатываемая Правительством России и утверждаемая законом». Что и отражено в титуле программы.

Среди основных направлений программы можно назвать обеспечение качества образования, расширение доступности образовательных услуг, развитие механизмов многоканального финансирования в системе образования, реструктуризация подготовки специалистов и оптимизация структуры учреждений в системе образования. Важнейшими, на мой взгляд, компонентами этой программы являются подпрограмма «Развитие воспитания в системе образования России» и подпрограмма «Сельская школа России».

Проект Федеральной программы развития образования поддержан на парламентских слушаниях в Совете Федерации и имеет положительное заключение профильных комитетов образования Государственной Думы и Совета Федерации. Правительство в трудных условиях нашло возможным выделить на программу 16,5 миллиардов рублей, в том числе в проекте бюджета на 2000 год заложено дополнительно, подчеркиваю – дополнительно к текущему бюджету на образование, только на эту программу – 3 миллиарда рублей.

Неутверждение этой программы автоматически лишает систему образования трех миллиардов рублей, а это около пятнадцати процентов и без того очень бедного бюджета на образование. И наоборот – принятие Государственной Думой решения по Федеральной программе развития образования благоприятно будет воспринято в образовательном сообществе, в системе образования, в которой учится и работает более 39 миллионов человек».

 

Мысли министра развил заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ депутат Олег СМОЛИН:

«Государственная Дума в долгу перед Законом «Об образовании» и даже перед правительством, поскольку Дума первого созыва тогда не решилась принять, вернее, утвердить Федеральную программу развития образования законом. Вместе с тем нет худа без добра: та программа была сочинена под 43-ю статью Конституции. А вы знаете, что 43-я статья в части образования не выдерживает никакой критики. Сейчас положение исправлено, доработанная программа соответствует всем требованиям наших законов. Совет Федерации и профильный комитет обратились к нам с такой же просьбой – поддержать Федеральную программу развития образования. Есть положительные отзывы от 32 субъектов Российской Федерации уже на доработанный проект.

Я хочу подтвердить, что это не обычная целевая Федеральная программа, на ее основе создаются другие федеральные целевые программы и на ее основе будут построены программы развития образования в субъектах Российской Федерации.

 

Большинство из депутатских вопросов выпало на долю министра образования.

Вопрос: Сколько детей до 14 лет не ходят сегодня в школу?

В. Филиппов: По нашим данным, сегодня не посещают школу более 700 тысяч детей до 14-ти лет. Точнее скажу после проводимых сейчас исследований.

Вопрос: Каким образом программа предполагает решить проблемы малокомплектных школ, школ в небольших населенных пунктах, в северных территориях, т.е. там, где дети сегодня получают меньше всего образовательных услуг?

В. Филиппов: Проблема малокомплектной сельской школы – это очень большая проблема. И ей в Федеральной программе развития образования уделено большое внимание, ведь у нас из 68 тысяч школ более 46 тысяч – деревенские, сельские школы. Уже в октябре мы на коллегии министерства утверждаем подпрограмму «Сельская школа России» со своими нормативами по малокомплектным классам.

Главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Сроки реализации Программы: 1999–2005 гг.

Основные программные мероприятия:

– обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– создание законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства, и соответствующих социально-экономических условий;

– формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

– введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ для различных уровней, ступеней и направлений образования;

– формирование содержания образования, отражающего передовой отечественный и мировой уровень науки, культуры, техники;

– развитие, разработка и реализация информационных педагогических технологий и методов обучения, включая дистанционные.

Вопрос: Как известно, дети очень перегружены, учебная неделя – 65 часов. На выходе из школы только 15 процентов ребят не имеют проблем со здоровьем. Программа развития образования проходила согласования с Минэкономики, с Минздравом?

В. Филиппов: У нас есть заключения соответствующих институтов по здравоохранению, Минтруда, эти параметры все выдержаны в этой программе. Беда еще и в другом (при том, что в школе сегодня нагрузка действительно огромная) – сейчас в вуз можно поступить после школы только с помощью репетитора. Мы предлагаем так перестроить содержание образования, чтобы выпускники школы автоматически, подчеркиваю, автоматически, без экзаменов, могли поступать в ПТУ, техникумы, вузы.

Вопрос: Рассматривается ли вопрос об изменении штатной численности учителей – соотношение «учитель – ученик»? Рассматривается ли вопрос о том, чтобы в закон включить и размер тарифных коэффициентов по тарифной сетке, и вопрос о списке должностей в образовательных учреждениях?

В. Филиппов: Нам предстоит очень сложное десятилетие. Сегодня мы имеем в школе 21 миллион детей. В 2009 году в российской школе останется 14 миллионов детей – на 7 миллионов, на 33 процента меньше. У нас даже в учреждениях профобразования – в ПТУ, техникумах и вузах – будет 400 тысяч лишних мест, нам предстоит резко сократить и учителей, и подготовку в педвузах, предстоит резко сократить учреждения профобразования. У нас есть немного времени, и мы должны успеть найти разумные решения.

А что касается социальных гарантий учителям, то в Федеральной программе развития образования есть специальный вопрос – социальная поддержка работников системы образования.

Вопрос: Дети сельские и городские сегодня в неравных условиях. Крестьянским детям поступить в вуз без знания компьютера очень сложно. Что собирается делать в этом плане министерство?

В. Филиппов: Этот вопрос отдельной строчкой обозначен в программе. Кроме того, есть постановление премьер-министра о направлении в сельскую школу более 20 тысяч компьютеров. Пока из 46 тысяч сельских школ примерно 40 тысяч не имеют ни одного компьютера – мы преподаем информатику на пальцах. Но мы ищем пути, которые позволят в течение этого года направить в сельские школы хотя бы по одному компьютеру.

У нас не только компьютеров не хватает. У нас сотни школ не получали за последние 10 лет ни одного физического прибора. Химические реактивы не получали 5–7 лет, потому что централизованные поставки рухнули, а в селе химреактивы не производят. Трудно получить даже мел: многие директора школ наладили «производство» – варят мел, режут на кусочки и выдают по классам. Наша надежда на программу «Индустрия образования» (входящую в Федеральную программу развития образования), в рамках которой будут выпускаться и школьная мебель, и физические классы, и, разумеется, ручки, карандаши, мел.

Вопрос: Каковы приоритеты по финансированию в рамках Федеральной программы?

В. Филиппов: Хочу подчеркнуть, что наш принцип сейчас – около 80 процентов финансирования должно уходить в регионы, не на научные разработки, а на конкретную реализацию. Это первое. Второй принцип – стимулирование соучастия регионов в финансировании программы. Например, программа «Индустрия образования» будет реализовываться исключительно на принципах софинансирования. Если в регионе находят средства на подготовку школьной мебели, физклассов, то мы готовы «50 на 50» дать средства в рамках этой программы. Хотя как работать с теми регионами, где не находят денег даже на зарплату учителям? Это непростой вопрос...

Рейтинг@Mail.ru