Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/1999

Архив

Денег мало. Что делать?

Как мы уже писали в прошлом номере «УШ», хотя долги учителям постепенно и уменьшаются, при нынешних темпах погашения власти будут ходить в должниках еще полтора года – это подсчитали специалисты профсоюза работников образования и науки. Однако что же делать?

Наш корреспондент Анна КУЗНЕЦОВА попросила председателя ЦК профсоюза Владимира Яковлева ответить и на этот вопрос. Кстати, как складывается судьба Обращения Президиума ЦК профсоюза к учителям России, в котором, как, может быть, помнят наши читатели, предлагалось передать ответственность за финансирование школы на уровень субъектов Федерации?

По словам В. Яковлева, обращение Президиума ЦК профсоюза доведено до сведения глав администраций субъектов РФ и муниципальных образований, его обсуждают. Реакция на предложения Президиума ЦК профсоюза со стороны глав администраций муниципальных образований различная: в дотационных районах и городах – одобряют; в районах и городах-донорах – не одобряют.

Главы администраций районов Астраханской области намерены обратиться с письмом в Госдуму РФ в поддержку предложений Президиума ЦК профсоюза.

Министр образования Свердловской области солидарен с позицией Президиума ЦК профсоюза. В настоящее время обсуждается проект соглашения между обкомом профсоюза и министерством образования области, в которое обком намерен внести пункт обязательства об изменении статуса школы. Но в этой же области главы администраций, в основном – недотационных районов, возражают против предложений ЦК профсоюза.

В Саратовской области опрос о статусе школы готовится для обсуждения в областной Думе.

А в Республике Хакасия правительство решило финансировать оплату труда учителей на паритетных началах с органами муниципальной власти (50% на 50%). Это закреплено в соглашениях между Правительством РХ и органами местной власти. Отменена передача образовательных учреждений в собственность поселковых и сельских муниципальных органов власти.

В Орловской области расходы на финансирование системы образования отражены в консолидированном бюджете области отдельной строкой и финансируются целевым назначением в объеме средств, определяемых областными нормативами финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов.

А в Костромской области главы администраций районов, городов приняли предложение Президиума ЦК профсоюза к сведению, но опасаются потерять влияние на школу.

В Курганской области мнения также разделились: главы администраций сельских районов согласны на перераспределение финансовых потоков в области, считают, что было бы правильнее зарплату учителям платить из областного бюджета. А в городе Кургане главы администраций выступают против предложений Президиума ЦК профсоюза.

По-разному относятся к предложениям Президиума ЦК профсоюза главы администраций районов и городов в Ставропольском и Алтайском краях, Владимирской области.

Получили поддержку наши предложения у руководителей Самарской, Саратовской, Сахалинской, Калининградской, Пензенской и ряда других областей.

Однако, когда заходит речь о переделе собственности, у многих по нынешним временам возникает мысль если не о грабеже, то, как минимум, о подвохе…

«Мы только предлагаем законодательно закрепить предусмотренный Конституцией РФ механизм осуществления полномочий в области образования, – возражает Владимир Яковлев. – Мы предлагаем установить механизм ответственности всех распорядителей финансовых средств в сфере образования. Орган государственной власти субъекта Федерации распределяет средства? Да. Влияет на формирование бюджетов муниципальных учреждений? Да. Несет ответственность за финансирование муниципальных учреждений? Нет. По закону ответственность за финансирование несет учредитель. Вот мы и предлагаем, чтобы орган государственной власти субъекта Федерации стал им наряду с муниципалитетом. А чтобы функции и ответственность они делили между собой на основе учредительного договора. Тем более что по Федеральному закону «Об образовании» учреждения среднего (полного) общего образования и не должны были передаваться муниципалитетам с государственного уровня, а остальные учреждения общего образования должны передаваться на основании специального закона, предусматривающего передачу муниципалитетам соответствующих ресурсов, а не только полномочий. Эта наша позиция зафиксирована в законопроекте, подготовленном нами совместно с Министерством образования РФ».

В. Яковлев считает, что одна из причин неприятия предложений профсоюза в том, что они заставляют вывести из тени средства, выделяемые на образование. Заставляют сделать прозрачной ту часть муниципальных бюджетов, которая должна пойти в школы. Сегодня бюджета муниципалитетов никто не знает, кроме налоговиков.

Это, так сказать, линия профсоюза, обращенная «вверх». А что могли бы реально сделать низовые профсоюзные организации?

Самое актуальное на сегодня, по мнению В. Яковлева, – заключение коллективных договоров и соглашений, дающих возможность достаточно эффективно и легитимно решать вопросы коллективной защиты прав работников в условиях несовершенства законодательной базы в части разграничения полномочий и ответственности органов власти и управления различных уровней, работодателей и учредителей образовательных учреждений. Решать вопросы их содержания, финансирования, обеспечения своевременной выплаты заработной платы. В принимаемых сегодня законах все чаще дается отсылочная норма по правам трудящихся – «в соответствии с коллективным договором». Не научившись сегодня работать в рамках Закона «О коллективных договорах и соглашениях», трудно отстаивать от имени профсоюза права работников. Сегодня есть примеры, когда правильной записью в коллективном договоре можно закрыть «белое пятно» в нормативных документах, регулирующих отношения работника и работодателя в социально-экономических вопросах.

Заключение коллективного договора позволяет упорядочить взаимоотношения между работодателем и коллективом учреждения. Процедура подготовки и заключения коллективного договора, его реализация – это реальное участие профсоюзной организации и членов профсоюза в управлении образовательным учреждением.

При заключении коллективного договора возможны конфликтные ситуации, но, сняв их на стадии переговоров, поняв позиции друг друга, удается уменьшить вероятность возникновения конфликтов в коллективе, с работодателем в течение года. Узаконенные в коллективном договоре позиции позволяют защищать интересы работников в судебных органах, органах Рострудинспекции.

Напомним, что с помощью колдоговора можно и нужно решать такие вопросы, как:

– сроки выплаты зарплаты (имеет существенное значение для правомерного выдвижения требований в адрес работодателя и проведения примирительной процедуры в рамках Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» в связи с невыплатой зарплаты в установленные сроки или при обращениях в суд);

– обеспечение выплаты зарплаты работникам, участвующим в забастовке (об этом должна быть достигнута специальная договоренность и зафиксирована в колдоговоре, что позволит в значительной степени повысить гарантии работникам, участвующим в забастовке);

– продолжительность ежегодных дополнительных отпусков работников, помимо предусмотренных законодательством;

– дополнительные гарантии высвобождаемым работникам в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата работников (например, допускаются случаи преимущественного права на оставление на работе, повышенный размер выходного пособия, сохранение очереди на получение жилья /улучшение жилищных условий/ по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данном учреждении, и др.);

– дополнительные гарантии по обеспечению занятости (переобучение, повышение квалификации и т.д.);

– дополнительные гарантии прав профсоюзных органов, его членов и членов профсоюза, порядок удержания членских профсоюзных взносов в безналичной форме и многие другие нормативные положения, которые позволят в значительной степени повысить уровень социальных гарантий и льгот работникам и создать дополнительную к законодательству защиту прав и гарантий работников.

Сегодня 50 территориальных организаций профсоюза работают на основе заключенных и зарегистрированных в установленном порядке региональных соглашений; в стадии заключения, согласования либо регистрации находится 21 региональное соглашение. А вот в Сахалинской области регионального соглашения по проблемам работников отрасли нет. В ЦК профсоюза отсутствует информация о заключении региональных соглашений в Республиках Удмуртия, Саха (Якутия), Бурятия, а также Еврейской автономной области.

Не заключаются колдоговора в образовательных учреждениях в Республиках Коми, Алтай, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Камчатской, Московской, Новосибирской, Магаданской, Калининградской областях. Менее половины районов и городов имеют территориальные соглашения в Сахалинской, Иркутской, Томской, Кемеровской, Тамбовской, Нижегородской, Ярославской, Тульской областях.

В Астраханской области, например, колдоговора заключены в 32% образовательных учреждений, в Орловской – в 43%, в Пензенской – в 50%. Объясняют эту ситуацию либо малочисленностью организаций, либо отсутствием финансирования на установление дополнительных социальных гарантий работникам, либо нежеланием работодателей заключать колдоговоры.

Между тем ЦК профсоюза достиг еще в 1997 году договоренности с Минобразования России об уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в ЦК профсоюза и Минобразования России – об этом не следует забывать.

Рейтинг@Mail.ru