Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №28/1999

Архив

Сергей Иванов

Управление творчеством

На пути к современной сельской гимназии

Пришел новый руководитель в сельскую школу. Строго говоря, директором Алла Васильевна в этот момент еще не была. Перед этим она вела научную работу в Тульском областном институте развития образования, много ездила по области, знакомилась с педагогами. И вот в один прекрасный день она приняла твердое решение перейти на работу в самую обычную школу пригородного поселка...

 

В получасе езды от Тулы на берегу одноименной речки стоит поселок Иншинский, возникший как поселение дорожников, временных рабочих, занимающихся возведением мостов и строительством дорог. А вблизи поселка – и пустеющие деревни Нечерноземья, полные неблагополучных, неполных, пьющих семей, и воинская часть, когда-то боевая, а теперь расформированная, и коттеджный поселок Новая Мыза, в кирпичных дворцах которого проживают только «новые русские» – высоко обеспеченная элита тульского общества. У жителей этого места мало общего между собой, но есть одно, что их всех объединяет, – это школа, где учатся их дети. Единственная в поселке средняя общеобразовательная муниципальная школа, в которой вот уже четыре года проводится эксперимент, предусматривающий поэтапное преобразование Иншинской средней школы в неэлитарную сельскую гимназию, работающую в традициях русской культуры на принципах высококачественного, бесплатного, направленного на практическую подготовку к сельской трудовой деятельности обучения.

Эксперимент организован Научно-исследовательской лабораторией «Школа Л.Н. Толстого» Тульского областного института развития образования, возглавляемой кандидатом филологических наук, доцентом Виталием Борисовичем Ремизовым. В рамках этого эксперимента в школе начато преподавание новых предметов духовного, литературно-исторического направления «Чаша жизни», «Круг чтения», «Час души», экологического природо-трудового «Природа и труд», введен интегральный курс «История развития человечества», с первого класса преподается английский язык, организованы занятия по внеурочному образованию (это и ритмика, и эстрадный танец, и декоративно-прикладной труд, и автодело), действует туристский клуб «Бард», регулярно проводятся экологические месячники «Зеленая иголочка», существует летний детский оздоровительный лагерь экологической направленности.

Здесь надо сказать несколько слов об основных педагогических принципах эксперимента «Школа Л.Н. Толстого». Этот эксперимент предусматривает:

  • содействие развитию у ребенка духовно-познавательных потребностей и разумного начала;

  • формирование культуры чувств, эстетической восприимчивости, способности к соучастию, сопереживанию, умения самостоятельно ограничивать свои потребности;

  • развитие в подростке самостоятельности, уверенности в себе, социальной смелости.

Основные требования концепции заключаются в следующих идеях:

1. любить родную землю и людей;

2. учиться искусству общения;

3. обучаться на народных нравственных идеалах гуманизма;

4. знать культуру земледельческого труда;

5. проявлять интерес к народным промыслам и способствовать возрождению народных ремесел.

Существует Федеральный экспериментальный проект «Школа Л.Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа», в рамках которого на 7 федеральных экспериментальных площадках в Тульской области (в том числе и в Иншинской школе) и проводится такая работа. Статус федеральной экспериментальной площадки дает руководителям школы возможность принятия нестандартных управленческих и учебно-воспитательных решений в рамках реализуемого проекта.

Создана новая модель организационной структуры управляющей системы школы. Она предусматривает сотрудничество управленцев, педагогов, родителей, учащихся в управлении школой. Не все в этой модели, которая составлялась в начале эксперимента, сохранилось в первоначальном виде. Тем более интересно узнать, что же доказало свое право на жизнь, что реально функционирует.

Рассказывает директор школы Алла Васильевна Хромова:

– Сюда, в Иншинскую среднюю школу, я пришла пять лет назад в качестве заместителя директора. Директором в то время был Гончаров Александр Александрович, с которым у меня были хорошие контакты еще в прежние времена, когда мы с ним совместно работали в рамках программы возрождения сельской школы. Он поддержал мое предложение так организовать учебный процесс, чтобы дети из сельской школы, пусть даже и из приближенной к городу, но тем не менее все-таки именно из сельской школы, получали бы такой же уровень образования, как и их сверстники в городе. Ведь дело в том, что городские школьники достигают своего уровня знаний еще и благодаря нахождению в определенном социуме, в городских условиях, а вот сельские дети такой возможности не имеют.

Работая в кабинете руководящих кадров Тульского областного института развития образования, я много занималась проблемами сельской школы и понимала ее беды. Первоначально родилось предложение использовать одну из образовательных концепций, разработанных институтом. Затем, глядя на социальные катаклизмы, которые происходят в нашей стране, глядя на растущую в нашем обществе бездуховность, я пришла к мысли соединить эту образовательную концепцию с каким-то серьезным духовным началом, которое способствовало бы духовному оздоровлению людей, в частности учителей и родителей, социума в целом, а детям как-то помогало бы обрести прочные духовные ориентиры. Знакомясь с пакетом педагогических технологий, разработанных в институте, я сделала вывод, что именно концепция «Школа Л.Н. Толстого», уже не один год активно разрабатываемая лабораторией доцента В.Б. Ремизова и используемая другими школами, в том числе и знаменитой Яснополянской гимназией им. Л.Н. Толстого, даст нам возможность выйти на желаемые ориентиры.

Когда я обратилась в эту лабораторию за помощью, Виталий Борисович поддержал нас. И вот началась работа по внедрению разработанной концепции. Первоначальная задача была чрезвычайно сложна – требовалось найти и подготовить людей, которые смогли бы загореться этой идеей. К счастью, часть таких людей уже работала в нашей школе – это, в частности, учитель начальных классов Т.А. Камышенкова, которая хорошо знала концепцию «Школа Л.Н. Толстого» и была готова использовать ее в своей работе. Татьяна Александровна стала моим союзником. И еще – как один из руководителей школы я начала аккуратно и осторожно направлять отдельных учителей на путь раскрытия их творческих возможностей, их творческого потенциала, в первую очередь – через методическую работу. Я считаю, что это очень мощный, очень серьезный рычаг для раскрытия творческих способностей учителя. И действительно, постепенно начали формироваться творческие группы педагогов, в частности сформировалась одна очень сильная творческая группа, которая и сейчас реализует себя в рамках проведения интегрированных уроков по предмету «История развития человечества», совершенствует методику работы на этих интегрированных уроках. Руководит этой группой учитель музыки Любовь Анатольевна Редько. Она сама пришла и предложила мне эту идею, я ее поддержала. Сформировался такой вот маленький коллектив, в который, кроме Л.А. Редько, еще входят и преподаватели литературы Т.А. Голованова, истории Р.В. Бабкина, изобразительного искусства В.В. Соколова. К работе этого коллектива как учитель литературы подключилась и я сама. В рамках одного урока мы интегрируем усилия преподавателей разных профилей.

Затем у нас выявилась и еще одна творческая группа учителей естественно-математического цикла, которые работали и раньше по очно-зачетной системе преподавания в старших классах. В нее входят учитель химии И.Н. Минаева, учитель математики Л.С. Лазарева и другие учителя-естественники.

Как заместитель директора я должна была организовать объединение усилий учителей-ветеранов, чей творческий потенциал остается достаточно заметным, и энергии нескольких пришедших к нам активных молодых учителей. Решение этой проблемы осуществлялось в рамках создания «Школы молодого педагога» под руководством преподавателя первой категории Нины Дмитриевны Сорокиной, ранее работавшей директором школы и имевшей серьезный административный и педагогический опыт. Это управленческое решение дало возможность легче адаптировать в коллективе молодых учителей, недавно пришедших в школу, и востребовать жизненный опыт ветеранов педагогического труда.

А дальше, в рамках дальнейшего развития методической работы, мы создали «Школу передового педагогического опыта», которая затем как бы перелилась в «Школу творческого учителя». Дело в том, что управление – это процесс свободный, что приживется в его структуре – то приживется, а что не приживется – то само отомрет. Действительно, начались иногда трудноуловимые, а иногда и мгновенные изменения духовного состояния педагогического коллектива, начался рост его творческого потенциала. На каком-то этапе учителя, уже войдя в концепцию преподавания новых предметов «Чаша жизни», «Круг чтения», изобразительной культуры, музыки и т.д., начали перестраивать и подходы к самому преподаванию, и формы работы. Их профессиональный уровень начал расти и за счет контактов с сотрудниками лаборатории «Школа Л.Н. Толстого». Стали заметны и качественные изменения этого уровня, которые проявились при аттестации педагогических кадров. Аттестация, если ею умело воспользуется администратор-управленец, может стать мощным стимулом для творчества учителей. Этот стимул я и использовала, конечно, в сотрудничестве с директором школы А.А. Гончаровым. Мы поставили перед учителями задачу не просто чисто формальной аттестации. Мы предложили: давайте сделаем ее моментом творческого отчета в рамках недели открытых уроков. Допустим, в течение одной-двух недель объявляем все уроки открытыми и показываем творческую лабораторию учителя. И педагоги пошли на уроки к своим коллегам, аттестуемые преподаватели начали творческий поиск. Момент аттестации всегда стимулирует и жизнедеятельность учителя, и его работу. Все это заканчивалось творческим отчетом учителя перед широким кругом специалистов, на котором присутствовали члены экспертного совета школы (у нас такой существует) и приглашенные руководители школьных методических секций. Вы знаете, учителя за период такой аттестации нарабатывали интереснейшие вещи и вдруг открывали себя, не перед нами, а перед самим собой. В результате этот отчет, увиденный всем педагогическим коллективом, становился мощным толчком к творчеству и вызывал желание коллег также показать, на что они способны. Куда-то уходила неуверенность, и, наоборот, возникало желание реализовать себя, показать, на что ты способен.

Нашей школе 15 лет. До моего прихода в ней сменилось 4 директора, 5 заместителей директора и 6 организаторов внеклассной работы. Такая нестабильность управленческого состава не могла не сказаться на коллективе. Он отличался конфликтностью, тревожностью, даже некоторой амбициозностью. А вот когда пошел процесс творческого роста, люди просто забыли обо всех трениях, которые существовали между ними, им некогда стало этими мелочами заниматься, появилось настоящее дело, они начали заниматься этим делом, желая себя реализовать.

Творчество учителей повлекло за собой творчество учащихся.

Алла Васильевна привела несколько примеров того, как молодые учителя декоративно-прикладного и изобразительного искусства, не имевшие вначале высшего педагогического образования, в процессе творческого роста получают педагогическую квалификацию, раскрывают в себе и своих воспитанниках педагогические дарования и художественные способности, высоко оцениваемые не только местными, но и иностранными специалистами.

Что было побудительным толчком к такому развитию творческих способностей учителей? Что было первично, всплеск творчества или переход к концепции «Школа Л.Н. Толстого»?

– В коллективе школы уже были заложены большие потенциальные возможности. Ранее существовавшая в школе конфликтность как раз и выявляла желание самовыражения, но, не находя другого приемлемого способа удовлетворить это желание, люди могли самопроявиться только таким образом. Я могу посоветовать школьным управленцам, если у них возникают подобные ситуации, подумать над тем, куда направить эту потенциальную энергию.

Вначале был всплеск творчества. Концепция «Школа Л.Н. Толстого» органично вписалась в мировоззрение педагогов и оказалась именно тем, что было необходимо нашему коллективу. И хотя первоначально учителя внутренне настороженно отнеслись к нововведениям, срабатывала естественная человеческая инерция, позднее они их легко восприняли, потому что к этому они давно стремились.

Алла Васильевна продолжает:

– Еще наша задача заключалась в установлении отношений сотрудничества с родителями. В самом начале меня сильно поразило негативное отношение родителей, поселковой общественности, местного социума к школе. Хотя коллектив педагогов всегда был сильным, отличался профессионализмом, относительной стабильностью. Около 40 % учителей живет здесь же в поселке. Эта проблема, видимо, возникла из-за того, что энергия конфликтности учителей каким-то образом распространялась и на поселок. Конечно, поселок всегда знает все нюансы жизни учителя, а конфликты возникали и в учительских семьях, что и вызывало к их участникам такое негативное отношение. Задача стояла такая: решить эту проблему, сделать родителей союзниками школы, попробовать педагогизировать среду социума и постараться создать образ мудрого учителя. Мы хотели постепенно дать понять учителю, что как педагог он может существовать только в рамках сотрудничества в первую очередь со своими учениками. А раз он будет сотрудничать с учениками, то он будет сотрудничать и с их родителями. Внимание к ученику – нас очень привлекла эта основа Толстовской концепции.

 

В недалеком будущем будет создан семейно-педагогический Совет поселка, в котором будут представлены все местные жители и организации. Хотя и сегодня они все уже работают сообща, фактически весь поселок помогает школе всем, чем может.

– Скажите, пожалуйста, каковы психологические проблемы детей в сельской школе?

– Когда я пришла в школу, я увидела зажатость детей, их неуверенность, неумение раскрыться, боязнь, даже страх перед учителем, перед незнакомыми людьми. Представьте себе, как чувствует себя выпускник сельской школы, когда он поступает в вуз наравне с городским подростком. Вот почему я считаю необходимым существенно расширить образовательный компонент, значительно повысить образовательный уровень учащегося сельской школы, чтобы тем самым утвердить в молодом человеке уверенность в своих знаниях, своих силах. Тот круг внеурочных развивающих предметов, который дается в городе на платной основе, мы преподаем своим ученикам бесплатно. Это позволяет сельскому выпускнику при поступлении в городской вуз, колледж, трудовой лицей чувствовать себя увереннее. Постепенно будем реализовывать программу повышения социальной смелости детей. Для этого надо интенсифицировать их контакты, чаще приглашать к себе гостей, чаще самим ездить по стране. К счастью, уже и к нам едут за опытом, дважды приезжали гости из Японии, и мы сами возим своих учеников по стране, вот и сегодня наши ребята поехали в Ясную Поляну, где собирается съезд Толстовских школ. Надеемся, что наша открытость, готовность к контактам позволит решить эту проблему.

 

– Алла Васильевна, расскажите об организации ученического самоуправления в вашей школе.

– Это самый больной вопрос нашей школы – создание воспитательной системы и развитие ученического самоуправления. Как я уже говорила, в школе постоянно менялись заместители директора по воспитательной работе и не было необходимой стабильности. Тем не менее мы все-таки создали ученическую организацию «Иншинское царство-государство». Это была идея нашего психолога, Е.Е. Борминой, и она предназначалась не только для вовлечения детей в игру, но и для того, чтобы ученики могли изучить систему современной государственности. Ведь дети не отделены от тех проблем, которые существуют на уровне государства. Поэтому эта структура и выстраивалась столь всеобъемлющим образом. Но все-таки она в нашей школе не прижилась. Наверное, она слишком серьезна, а может быть, сама толстовская педагогика диктует несколько иное направление и не способствует функционированию такой структуры. Конечно, кое-что осталось, но многое ушло. Мы создали эту систему управления в прошлом году, а уже в этом она самопроизвольно начала видоизменяться.

В частности, у нас в структуре обозначен Совет Президентов. Он у нас есть, но не как Совет Президентов, а как Президент. Им является ученик теперь уже 10 класса Нарусов Артем. Выборы Президента были абсолютно демократичными. Выбирали всей ученической организацией, и вот как-то так получилось, что вопрос кандидатуры Президента оказался спорным. Тогда Артем сам встал и предложил себя в Президенты, на что ребята согласились. Свою роль Президента мальчик понимает как роль организующего начала, он лидер, лидер в хорошем смысле этого понятия. У него много друзей среди ребят, хороший контакт с ними. Этот парень обычный ученик, учится он средне, но ему хотелось свое лидерство как-то реализовать, и поэтому он очень серьезно отнесся к своим президентским обязанностям. Он собирал ребят, распределял между ними какие-то обязанности, затем следил за их выполнением, организовывал в ученическом коллективе новые структуры, то есть играл в каком-то смысле и руководящую роль. Он прекрасно исполняет функции посредника между педагогами и учащимися и является как бы общественным представителем всех учащихся в глазах руководства школы. Он проводит заседания Совета школы, оказавшегося наиболее работоспособным органом школьного самоуправления. В этот Совет от каждого класса входит по несколько представителей учеников, родителей, учителей. Решения, принятые на заседаниях Совета школы, наиболее авторитетны для всех нас.

Далее, Совет правопорядка реализовался у нас в Штаб правопорядка. Совершенно неожиданно оказалось, что этот штаб очень хорошо работает. Если вначале у нас, как обычно, дежурили по школе учителя, то сейчас ребята сами предложили освободить учителей от дежурства и взять дежурство в свои руки. Мы на это согласились, хотя, естественно, у педагогов было внутреннее волнение. Но это решение оказалось очень удачным, действительно, ребята установили контроль за порядком, сами расставили посты, написали плакаты «Пост №1», «Пост № 2» и т.д. Они начали контролировать туалеты, чтобы там не было беспорядка, они начали регулярно собираться, приглашать на свои собрания тех, кто нарушал порядок, начали выпускать стенгазету, то есть полностью взяли в свои руки обеспечение порядка в школе. Возглавляет этот штаб ученик 10 класса Потапов Сергей.

Совет экологов превратился у нас в клуб «Юный эколог», «Наставники младших» перелились в клуб «Юный вожатый», Совет летописцев превратился в клуб любителей книги. От клуба туристов «Бард» как бы пошли некие ответвления, в частности, кроме этого клуба образовался клуб «Поиск», занимающийся поисками останков погибших воинов. И возник Клуб милосердия, занимающийся тимуровской работой. В связи с ситуацией в Югославии ребята сами выражают желание заниматься военно-патриотическим воспитанием. Когда начались бомбардировки Югославии, я была потрясена – ребята сами начали писать на листочках бумаги лозунги типа: «Руки прочь от Югославии», «Янки, убирайтесь домой» и т.д., правда во вполне приличной форме, и вывешивать эти плакаты в школе. На мой вопрос «Зачем вы это делаете?» они отвечали: «Алла Васильевна, но мы же должны как-то выразить свое отношение к такому факту», на что я, естественно, улыбнулась и выделила место для этих листовок на отдельной доске.

– Возможно ли введение в вашей школе учебных предметов культурологического или религиоведческого цикла, связанных с православием?

– Поскольку наша школа уже достаточно давно имеет контакты с Тульским храмом Во Имя Преподобного Сергия Радонежского, то о. Вячеслав Ковалевский, руководитель областного молодежного православного движения и куратор всех воскресных школ, непосредственно занимается нами. Он был приглашен в школу, выступал перед ребятами, и мы с ним договорились, что в новом учебном году постараемся установить более тесные контакты. Я думаю, что это будет в рамках регулярных духовно-просветительских бесед со священнослужителем, скажем 3–4 раза в год. Отец Вячеслав в принципе против этого не возражает и готов к совместной работе с нами. Более того, я пригласила в школу преподавателя Закона Божия из этого храма Бобылеву Клавдию Владимировну. Мы ей дали пока 2 часа факультатива и предложили возглавить духовную школу «Свет радости». Причем первоначально мы с ней провели беседы во всех наших экспериментальных классах, вплоть до шестого. Затем ребятам было объявлено, что исключительно на добровольной основе, исключительно с согласия родителей, в определенное время они могут приходить на эти занятия. И дети потянулись. Вы знаете, это было удивительно. Во-первых, слушали этого преподавателя очень хорошо, задавали массу вопросов. То есть наша концепция, наши духоведческие предметы подготовили детей к восприятию традиций национальной культуры, основ православия, нашей религиозной культуры. Поражает очень большое количество ребят, которые добровольно, во внеурочное время, что редко бывает, примерно по 20 человек собираются на занятиях Клавдии Владимировны. Она очень увлеченный человек, она не только рассказывает, она с ними вместе работает, творит в рамках декоративно-прикладного народного искусства, в частности они делают очень красивые пасхальные яйца, другие поделки.

 

К сожалению, у нас нет возможности показать изделия, сделанные руками детей. Но именно изделия, выполненные в духе народных промыслов на уроках декоративно-прикладного труда, понравились педагогам из Японии, которые специально в сентябре 1997 года приехали посмотреть то, что делается в Иншинской средней школе по этому направлению. Они пробыли в школе целый день, остались очень довольны и предложили регулярно обмениваться делегациями.

В июне этого года Региональный экспертный совет Тульской области под председательством доктора наук, проректора Тульского областного института развития образования Ольги Владимировны Заславской после подробного и совсем не формального «разбора полетов» оценил итоги годовой работы педагогического коллектива школы как удовлетворительные и рекомендовал продолжить ее. Так что эксперимент по превращению поселковой школы в неэлитарную сельскую гимназию продолжается. Пожелаем же успехов всем его участникам!

 

Так выглядел проект организационной структуры управляющей системы школы,
работающей в эксперименте «Школа Л.Н. Толстого»

Рейтинг@Mail.ru