Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/1999

Архив

Учителя узнали размеры своей зарплаты...

Осталось зарплату получить

Правительство все же успело до 1 апреля согласовать с профсоюзами конкретные размеры повышенной с этой даты зарплаты бюджетников. В итоге нас ждут две новости. Новость не очень радостная: только работникам 1-го разряда зарплата будет повышена в 1,83 раза, всем остальным же – в 1,5 раза. Новость более оптимистическая: зато такое повышение заложено в федеральный бюджет-99. Порядок повышения зарплаты сотрудников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации, а также муниципальных (местных) бюджетов, четко определен постановлением Правительства, а не носит, как предполагалось первоначально, рекомендательный характер. Так что однозначный ответ на вопрос «сколько?» получен. Осталось получить ответ на вопрос «когда?».

С этим вопросом учителя во многих регионах вынуждены будут обратиться прежде всего к представителям своих законодательных собраний: в ряде субъектов РФ и на местах бюджеты-99 до сих пор не сверстаны именно потому, что средства на финансирование социальной сферы составляют в них очень весомую долю. А какую конкретно – мы узнали только что. Хорошо, если бюджет вашего города, области теперь будет быстро принят и в нем хватит средств на выплату хотя бы текущей зарплаты учителям. Но, по предположениям Минфина, регионов, где и впредь окажутся способны самостоятельно платить зарплату учителям (не говоря о долгах), с апреля станет вдвое меньше... 


ОФИЦИАЛЬНО

Правительство Российской Федерации
Постановление

от 18 марта 1999 г. № 309
г. Москва

О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки
по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

В соответствии с Федеральным законом «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №7, ст.869) Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ввести с 1 апреля 1999 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению.

2. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств федерального бюджета на 1999 год.

3. Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

4. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации при поступлении в ходе исполнения доходной части федерального бюджета на 1999 год дополнительных доходов и повышении собираемости средств по отдельным видам налогов подготовить предложения о дополнительной индексации в текущем году заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, исходя из тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 года.

5. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. № 823 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст.3524);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 927 «О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. № 823 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №33, ст.4000);

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 585 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 20, ст.2308).

Председатель Правительства Российской Федерации E.М. Примаков


Комментарий

к Постановлению Правительства РФ от 18.03.99 г. № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

1. Правительством РФ принято решение о повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 1 апреля 1999 г. в 1,5 раза, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете текущего года ( в соответствии со статьей 110 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).

При этом следует иметь в виду, что в ходе обсуждения проекта постановления Правительства РФ по данному вопросу в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (на заседаниях рабочей группы РТК и на самом заседании РТК) Минтрудом РФ было принято предложение Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (общероссийских профсоюзов народного образования и науки, здравоохранения, культуры) о равном повышении тарифных ставок (окладов) по всем разрядам ETC, начиная со 2-го, в 1,5 раза, причем с учетом предусмотренного в настоящее время увеличения тарифных ставок для 2-го – 5-го разрядов ETC. В первоначально предложенном Минтрудом РФ варианте проекта постановления предполагалось дифференцированное повышение тарифных ставок по отдельным разрядам ETC в диапазоне от 1,35 до 1,6 раза.

2. В текст принятого Постановления Правительства РФ включена предложенная Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ формулировка пункта 3, определяющего порядок повышения тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных (местных) бюджетов.

В первоначальном тексте проекта постановления Минтрудом РФ предлагался рекомендательный характер повышения тарифных ставок работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных (местных) бюджетов.

3. В Постановление Правительства РФ включено предложение Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (пункт 4) о дополнительной индексации в текущем году заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, исходя из тарифных коэффициентов ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 года, при поступлении в ходе исполнения доходной части федерального бюджета на 1999 год дополнительных доходов и повышении собираемости средств по отдельным видам налогов (в соответствии со статьей 108 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).

Эта запись четко фиксирует механизм дополнительной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы и обеспечения возврата к действующим до 1 апреля т.г. тарифным коэффициентам ETC.

4. К вопросу об изменении тарифных коэффициентов ETC с 1 апреля 1999 года.

Федеральное Собрание РФ, преодолев вето Президента РФ на Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», не внесло, как мы настаивали, изменений в проект федерального бюджета на 1999 год, предусматривающих дополнительное увеличение расходов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, исходя из тарифной ставки 1 разряда ETC, равной 110 рублям (увеличенной по сравнению с ныне действующей – 60 рублей – в 1,83 раза) в целях сохранения действующих тарифных коэффициентов ETC.

Следовательно, заложив в Законе возможность периодического изменения тарифных коэффициентов ETC и не предусмотрев необходимости сохранения тарифных коэффициентов ETC в случае, когда объем бюджетных средств недостаточен для реализации Закона, законодатели заложили и перманентно возникающую конфликтную ситуацию между Правительством РФ, работниками бюджетной сферы и профсоюзами, установив необходимость согласования Правительством РФ тарифных коэффициентов с общероссийскими объединениями профсоюзов.

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ дал согласие на временное изменение тарифных коэффициентов ETC с 1 апреля т.г., руководствуясь следующим:

4.1. Правительство РФ учло решение Совета Ассоциации (№ 23 от 15.03.99 г.), принятое на основании постановлений Президиумов профсоюзов работников народного образования и науки РФ (№ 22 от 12.03.99 г.), работников здравоохранения РФ (№ 17-1 от 12.03.99 г.), работников культуры РФ (№ 14 от 12.03.99 г.) о дополнительной индексации тарифных ставок ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в текущем году, исходя из тарифных коэффициентов, действующих до 1 апреля 1999 года, как обязательном условии согласия профсоюзов на принятие Правительством РФ решения о повышении тарифных ставок (окладов) ETC с 1 апреля 1999 г., в 1,5 раза и, таким образом, на поэтапную реализацию Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы».

4.2. Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и рабочая группа РТК по вопросам оплаты труда, доходов и уровня жизни населения Генерального соглашения на 1998-1999 годы, которой было поручено решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4.03.99 г. доработать совместно с Минтрудом РФ проект постановления Правительства РФ к 15.03.99 г., приняли к сведению разъяснения представителей правительственной стороны РТК о том, что предложение Совета Ассоциации о повышении тарифных ставок (окладов) ETC с 1 апреля т.г. в 1,5 раза и приостановке с 1 апреля т.г. применения новых, сложившихся тарифных коэффициентов ETC, вплоть до решения о реализации Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с учетом действующих тарифных коэффициентов ETC, не может быть принято, поскольку фактически означает отказ от установленного в 1992 году принципа организации оплаты труда работников бюджетной сферы.

4.3. За администрациями субъектов РФ и муниципальных образований сохраняется право на принятие решений об установлении надбавок к тарифным ставкам (окладам), предусмотренным решением Правительства РФ, в пределах собственных средств без изменения определенных на текущий год межбюджетных отношений.

4.4. Отказ Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ от согласования тарифных коэффициентов, определенных Правительством РФ в рамках средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 1999 год, означал:

– затягивание принятия решения Правительством РФ о порядке реализации Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» и фактический срыв установленного этим законом срока повышения заработной платы работников бюджетной сферы в субъектах РФ (региональные власти ориентировались на ожидаемое решение Правительства РФ при определении объемов средств, предусматриваемых на эти цели в бюджетах субъектов РФ и определении межбюджетных отношений с органами местного самоуправления, и затягивали в связи с этим утверждение своих бюджетов);

– возможное принятие Правительством РФ решения о порядке реализации Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» без согласования с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей в двух вариантах:

а) о повышении тарифной ставки 1 разряда ETC с 1 апреля т.г. без изменения тарифных ставок последующих разрядов ETC – до согласования тарифных коэффициентов ETC в порядке, установленном Законом;

б) об изменении тарифных коэффициентов ETC в соответствии с объемом средств, предусмотренных на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год».

При этом было очевидно, что Правительство РФ четко осознавало, что установление новых размеров тарифных ставок (окладов) ETC без отмены ранее действующих тарифных коэффициентов ETC привело бы к массовым обращениям работников образования, здравоохранения, культуры в суды в связи с нарушением Правительством РФ законодательства, что, к сожалению, также не смогло бы решить вопрос о реализации Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с сохранением тарифных коэффициентов в связи с отсутствием средств в бюджетах на эти цели, а также реально могло бы привести к дополнительным проблемам обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетных отраслей.

По прогнозной оценке Минфина РФ, даже при повышении заработной платы работников бюджетной сферы с 1 апреля т.г. в 1,5 раза число субъектов РФ, не способных самостоятельно выплачивать им текущую заработную плату (не говоря уже о погашении задолженности по зарплате), возрастет с 30 (в настоящее время) до 65. Кроме того, финансирование расходов на повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы в 1,8 раза в объемах трансфертов, определенных в текущем году для субъектов РФ, не предусмотрено.

В создавшихся условиях несогласие Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ на временное изменение тарифных коэффициентов ETC, предложенных Правительством РФ, реально могло подтолкнуть к разрушению Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы на всей территории России, к принятию на федеральном уровне решения о придании ETC рекомендательного характера, что в условиях затягивания Госдумой РФ принятия Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» способствовало бы отмене п.16 статьи 28 Федерального закона «Об образовании», других законодательных, нормативных актов, определяющих принципы государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы. Это во многом могло бы способствовать принятию Правительством РФ решения отказаться от проводимой в последнее время последовательной политики оказания финансовой помощи регионам в обеспечении выплаты текущей заработной платы и поэтапного погашения задолженности работникам бюджетной сферы.

 

Справочно: Задолженность по заработной плате непосредственно работникам организаций бюджетной сферы (статья 110100) в субъектах РФ в настоящее время составляет более 2-х месячных фондов оплаты труда и последние две недели начинает несколько увеличиваться.

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации

24.03.99 г.


ОФИЦИАЛЬНО

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 г. № 309

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разр. опл. труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тар. коэф. 1,00 1,36 1,59 1,73 1,82 2,00 2,27 2,54 2,91 3,27 3,68 4,18 4,73 5,32 6,00 6,68 7,41 8,23

             

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные ставки (оклады)* 110 150 175 190 200 220 250 280 320 360 405 460 520 585 660 735 815 905

* Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.

Публикация статьи произведена при поддержке корпорации LDI. Если вам необходимо продвижение сайтов – стоит воспользоваться услугами компании с более чем десятилетним опытом профессиональной и эффективной раскрутки сайтов. Команда высококвалифицированных специалистов обеспечит вашим сайтам наилучшие позиции в поисковых системах.

Рейтинг@Mail.ru